«КИБЕРФЕСТ»: НАЧАЛО И ПРОДОЛЖЕНИЕ

2016_11_27_slider_cyfest
2016_12_11_slider_cyfest
2016_11_06_slider_cyfest
2016_11_06_slider_exb
2016_11_12_slider_cyfest
2016_11_20_slider_cyfest

«КИБЕРФЕСТ»: НАЧАЛО И ПРОДОЛЖЕНИЕ
Лизавета Матвеева (Санкт-Петербург, Россия)
арт-критик, куратор, координатор фестиваля «Киберфест»

«Киберфест», основанный в 2007 году как ежегодный фестиваль лаборатории медиаискусства CYLAND, изначально представлял собой небольшую программу событий в Петропавловской крепости. Экспозицию в Иоанновском равелине открывала инсталляция Энди Уорхола «Серебряные облака», предоставленная музеем художника в Питтсбурге (США). Кроме того, первый «Киберфест» запомнился выставкой «История E.A.T. 1960–2000-е», посвященной американской лаборатории «Эксперименты в искусстве и технологии» (Experiments in Art and Technology), которая объединяла художников, инженеров и ученых. Целью этой организации, ставшей прообразом CYLAND, было расширить доступ художников к новым технологиям, дать им возможность использовать достижения прогресса в своих работах.
Лаборатория медиаискусства CYLAND была создана с той же целью сотрудничества инженеров и программистов с современными художниками, а «Киберфест» стал платформой, позволяющей показывать это новое искусство и рассказывать о нем. С течением времени география фестиваля расширялась. Его выставки, концерты, лекции и мастер-классы в последние годы проводятся не только в Петербурге, но и в других городах мира: в Лондоне (Village Underground, Bear Gallery), Нью-Йорке (Made in NY Media Center by IFP), Берлине (Platoon Kunsthalle, Музей компьютерных игр, Künstlerhaus Bethanien, Urban Spree, Kino Babylon, English Theatre Berlin), Вильнюсе, Токио (Sky Gallery 2), Боготе (Centro Internacional de Negocios y Exposiciones de Bogotá).
«Киберфест» — международный фестиваль, приглашающий медиахудожников со всего земного шара. Его участниками в разные годы были: Кен Батлер (США), Карла Ганнис (США), Энт Дикинсон (Великобритания), Филипп Лами и Сандрин Дюмье (Франция), Лей Лей (Китай), Свен Палссон (Норвегия), Никола Рэй (Великобритания), Жан-Мишель Ролан (Франция), Мариатереза Сартори (Италия), Pink Twins (Финляндия) и другие. Помимо художников ежегодно привлекаются и теоретики медиаискусства, такие, как Эл Дойл (США), Пол Мэлоун (США), Иранди Вергара (Канада-Мексика), Дан и Эллен Перлман (США), Тарас Машталир (США-Россия), Дмитрий Булатов (Россия).
Не только художники и теоретики, но и кураторы приглашаются из самых разных стран. В роли куратора на «Киберфесте» отметились: Анна Франц, Марина Колдобская, Сильвия Бурини, Наталья Каменецкая, Джузеппе Барбьери, Наталия Курчанова, Лея Штультрагер, Елена Губанова, Питер Патчен, Карла Ганнис, Владислав Добровольский, Бошко Бошкович, Катя Бочавар, Наталия Приходько, Юлия Гарбузова и другие.
За формат и состав участников «Киберфеста» отвечает Совет фестиваля, в который в разные годы входили: Филл Ниблок, Сильвия Бурини, Наталия Курчанова, Сьюзан Кац, Ирина Карасик, Гедиминас Урбонас, Дмитрий Озерков, Татьяна Баззичелли, Мануэла Бенеттон, Дмитрий Булатов, Иранди Вергара, Анна Ермолаева, Олеся Туркина, Фред Форест, Джулия Мартин, Лев Манович.
Большое внимание при планировании фестивалей уделяется образовательной деятельности. В программу каждого «Киберфеста» включаются лекции, воркшопы и мастер-классы, что помогает неподготовленной публике понять язык медиаискусства и позволяет художникам обмениваться опытом, ведь многие из них приезжают не только представить свои работы, но и рассказать о новых технологиях, поделиться возможностями, которыми медиаискусство обладает сегодня.
Каждый год у «Киберфеста» появляются новые партнеры и площадки. С 2008 года фестиваль сотрудничает с Молодежным центром Эрмитажа, в залах которого прошли многие заметные мероприятия, как выставочные, так и образовательные. Среди других партнеров — Российский государственный гуманитарный университет (Москва), Институт Пратт (Нью-Йорк), Центр изучения культуры России (СSAR) при Университете Ка-Фоскари (Венеция), центр современного искусства The WYE (Берлин).
C 2008 года медиалаборатория CYLAND собирает видеоархив, куратором которого стала Виктория Илюшкина. Видеопрограммы «Киберфеста» составляются из работ, хранящихся в этом архиве; кроме того, ежегодно проводится открытый конкурс заявок. «Modus Operandi», «Переменные ландшафты», «Путь наверх», «Вселенная в кармане», «План действия: реакция» — эти и другие видеопрограммы «Киберфеста» были показаны на фестивалях в Петербурге, Москве, Нью-Йорке, Сан-Паулу, Барселоне, Венеции, Берлине, Вильнюсе, Хельсинки, Боготе.
Параллельно с видеопрограммами CYLAND составляет программы саунд-арта и с 2012 года занимается формированием соответствующего архива, куда вошли как произведения пионеров электронной музыки вроде Лори Шпигель, так и работы молодых авторов. Идея создания архива возникла еще во время первого «Киберфеста», когда встал вопрос об экспонировании и хранении звукового искусства. Размышляя над оптимальным форматом, куратор Сергей Комаров вместе со своими коллегами пришел к выводу, что следует использовать пластинки «как пограничное состояние бестелесного звука, получившего возможность физически материализоваться в выставочном пространстве».
Программа «Киберфеста» постоянно расширяется, количество участников с 2007 года значительно увеличилось. Юбилейный, десятый фестиваль соберет более 70 художников и теоретиков медиаискусства. Среди них Андрей Бартенев, Петр Белый, Катя Бочавар, Елена Губанова, Иван Говорков, Ирина Нахова, Лев Манович, Сьюзан Клейнберг, Фил Ниблок, Франческа Монтинаро.
Тема десятого «Киберфеста» — «Система координат». Кураторы Анна Франц и Елена Губанова предлагают художникам исследовать феномен сосуществования и пересечения особенного и привычного, личного и общественного, романтического и тривиального — всего того, что наполняет жизнью окружающий мир.
Принцип фестиваля — организация выставок, мастер-классов и лекций на разных площадках — будет сохранен и при проведении десятого «Киберфеста». В юбилейный год традиция выстраивания международной художественной сети получит развитие: фестиваль вновь пройдет в нескольких городах по разные стороны океана, а именно в Петербурге, Москве (галерея «Граунд Ходынка»), Боготе (SOFA, Corferias Convention Center), Нью-Йорке (Made in NY Media Center by IFP, Институт Пратт, The Rubelle and Norman Schafler Gallery) и Лондоне (Village Underground, Bear Gallery).
Десять лет — для международного фестиваля это одновременно и много, и мало. Современные условия информационного изобилия формируют искушенного потребителя и влияют на искусство, которое невозможно изолировать от воздействия технологий и новых медиа. Художники экспериментируют с технологиями, ищут новые инструменты, чтобы наиболее полно и внятно донести сообщение, идею до своего зрителя. С течением времени становится все более очевидным тот факт, что киберискусство неотделимо от искусства традиционного. Художники смешивают жанры и стирают границы, доказывая, что технологии — это лишь подручный материал. Медиаискусство, безусловно, трансформируется, следуя за технологиями, но первостепенным остается послание, заложенное в том или ином произведении: «Ведь прогресс отвечает только на те вопросы, которые ему задает культура. Если старая парадигма довела до совершенства искусство обращения с объектом, то парадигма органическая фиксирует свое внимание на искусстве субъекта — на том искусстве, которое будет твориться в нас, нами и из нас»1 Какие мысли и чувства в нас пробуждают работы медиахудожников, какие процессы они инициируют — вот единственно важные вопросы. Медиаарт развивается так же быстро, как его инструменты, и результат этого развития еще предстоит осмыслить, но уже сейчас можно констатировать победу идей над средствами.

1 Генис А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени // Иностранная литература. — 1996. — №9 [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/inostran/1996/9/genis.html (дата обращения: 10.11.2016)

См. также:


Программа 10-го фестиваля КИБЕРФЕСТ в Петербурге